Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних представляет собой одно из ведущих направлений всей борьбы с преступностью. Их эффективное предупреждение является существенным условием охраны нравственного здоровья подрастающего поколения.
Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики.
Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Совет по профилактике правонарушений является общественным органом управления школы, проводящим комплексную профилактическую работу по профилактике правонарушений и предупреждению безнадзорности, беспризорности среди несовершеннолетних и обеспечивающим защиту прав детей и подростков, призван корректировать, контролировать и стимулировать вопросы учебно-воспитательного процесса.
Главной задачей Совета является соблюдение и охрана прав несовершеннолетних обучающихся, организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений; координация усилий педагогического коллектива, общественных организаций, различных Советов школы по указанным вопросам.
Основные направления работы:
- Оказание помощи в социальных вопросах учащимся и их семьям.
- Своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации.
- Выявление, предупреждение и своевременное решение конфликтных ситуаций, возникающих в школе, семье учащегося.
- Организация работы по профилактике и коррекции поведения учащихся
- Принятие мер воспитательного воздействия к ребёнку в случае пропусков уроков, неаттестации, совершении негативных поступков.
- Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами служб сопровождения, органом опеки и попечительства, комиссией по делам несовершеннолетних и т.п.
Функциональные обязанности специалистов Совета профилактики:
Заместитель директора образовательного учреждения:
- контролирует ведущуюся документацию Совета профилактики в течение учебного года;
- оказывает необходимую методическую помощь педагогам - членам Совета профилактики;
- организует мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений;
- контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе;
- организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся;
- отслеживает работу по базе данных «группы риска».
Учителя:
- формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы;
- участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»;
- активно участвуют в реализации программ превентивного обучения;
- оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику безнадзорности и правонарушений.
Педагог-психолог:
- ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии;
- осуществляет психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата;
- осуществляет консультативную помощь учащимся, родителям;
- способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;
- определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной);
- консультирует по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения;
- обеспечивает проведение различных форм профилактической работы с педагогами, родителями и учащимися.
Социальный педагог:
- изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и ее микросреды, условия жизни;
- обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются);
- выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
- выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- отслеживает социальные условия семей, с которыми работает Совет профилактики.
Медицинский работник:
- расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей;
- предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска.
Представитель правоохранительных органов:
- расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов;
- активно работает с учащимися «группы риска»;
- проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений;
- совершает совместные рейды в семьи учащихся «группы риска» с социальным педагогом.
Деятельность комиссии основывается на принципах:
- законности
- гуманного обращения с несовершеннолетними
- сохранения конфиденциальности информации.
Документация Совета профилактики
- Решение педагогического совета школы о создании Совета профилактики.
- Приказ директора школы о создании Совета профилактики (на основании решения педагогического совета)
- План работы Совета профилактики (на учебный год)
- Журнал заседаний Совета профилактики (заносится информация о дате и темах заседаний Совета профилактики).
- Протоколы заседаний Совета профилактики.
- Карты (учетно-профилактические карточки) учащихся, состоящих на внутришкольном учете.
- Списки всех подучетных детей по группам учета (внутришкольный, ПДН, КДН и др.).
- Списки семей «группы риска».